12 июля в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, епископ Люберецкий Серафим совершил Божественную Литургию в Успенском храме Крутицкого Патриаршего подворья

12 июля, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, епископ Люберецкий Серафим совершил Божественную Литургию в Успенском храме Крутицкого Патриаршего подворья.

Его Преосвященству сослужил клир подворья. После чтения Евангелия владыка обратился к молящимся со словом  проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы совершаем праздник святых апостолов Петра и Павла. Несмотря на то, что они  никогда в жизни не видели друг друга, Церковь установила их память в один день. Петра и Павла чествуют по-особому, потому что среди всех апостолов они наибольшим образом потрудились для распространения веры Христовой по лицу всей земли. Апостол Петр написал ряд Соборных посланий христианским общинам, проповедовал среди иудеев, а  его последней миссией была проповедь в Риме, где он принял мученическую смерть – был распят вниз головой.

Апостол Павел  в самом начале носил имя Савл, был преследователем христиан. Но, в определенный момент, Господь Бог действием Своей благодати изменил Савла и из гонителя сделал его Своим ревностным последователем. Он стал называться Павлом, апостолом народов, потому что нес весть об Иисусе Христе язычникам. Павел создавал христианские общины в различных городах греко-римской империи. Как и апостол Петр, апостол Павел принял там мученическую кончину в Риме, он был обезглавлен мечом.

Отмечая память апостолов Петра и Павла, Святая Церковь торжествует апостольское служение. А какое значение апостольство имеет для нас? Для чего оно было установлено Господом Иисусом Христом? Мы только что прослушали евангельское чтение, в котором говорилось о том, как Иисус спросил своих учеников:“за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков” (Мф.16:13-14). Тогда Господь спросил: “а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго” (Мф.16:15-16). Это было задолго до крестных страданий Господа Иисуса Христа, Его смерти и Воскресения; задолго до ниспослания на апостолов Духа Святого, Который наставил их на всякую истину и открыл им суть веры. До этого момента, апостолы еще сами до конца не понималини миссии Спасителя, ни Его предназначения. Мы не знаем, что конкретно подвигло апостола Симона Петра, но своим ответом на вопрос Господа он исповедовал правую и спасительную веру: что Иисус Христос есть Сын Бога Живаго. Это не Иоанн Креститель, это не какой-то пророк древности. Это истинный Сын Божий, который пришел на землю, чтобы спасти всякого человека. И на это Господь сказал: “ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…” (Мф.16:18). Петр – в переводе с греческого языка“πέτρα”, означает “камень”, “скала”. То есть Господь имел ввиду, что вера Петра, которую тот выразил своим ответом на поставленный вопрос является тем камнем, прочным основанием на котором Он вскоре создаст Церковь Свою, и врата ада Ее не одолеют. Наша Церковь называется Апостольской, потому что основана Господом Иисусом Христом на вере и исповедании святых апостолов, и укреплена их добродетельной жизнью и мученичеством. Поэтому в Символе веры мы говорим: «Верую… во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…». Апостолы, а вслед за ними мученики и апологеты положили свою жизнь ради Святой Церкви, ради того, чтобы Слово Божие распространялось по лицу всей земли, чтобы каждый человек имел возможность входить в благодатный мир Церкви и соединяться с Господом.

Далее Господь сказал Петру: “и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах” (Мф.16:19). Этими словами Иисус Христос засвидетельствовал, что власть и право преподавать благодать в созданной Им Церкви Он передаст апостолам, а через них и их приемникам – епископам. Таким образом, именно в Церкви Христовой человек может получать прощение грехов и воспринимать Божественную благодать. Каждому из нас Церковь открывает путь к вечной жизни в Царствии Небесном. Не случайносвятые отцы и учителя говорили, что вне Церкви нет спасения. Только в Святой Церкви силой Божией мы можем излечить свои духовные раны. Искреннее раскаяние, принесенное в Таинстве Исповеди, очищает нашу душу, примиряет нас Господом и является залогом нашего вхождения в Царство Небесное.

Насколько же актуально апостольское служение в наше время? Иногда, кажется, что апостольство было востребовано тогда, две тысячи лет назад, когда Господь даровал истины веры, и их нужно было доносить до людей. А что же сейчас?  Ведь, вроде бы, вера Христова распространена, и практически нет такого уголка на земном шаре, где бы ни слышали весть об Иисусе Христе. Между тем апостольское служение по-прежнему остается актуальным. Каждый из нас призван быть апостолом своего времени. В любую эпоху мир нуждается в постоянной проповеди Евангелия, дабы человечество не отходило от ценностных основ, которые дал нам Господь Бог. Если внимательно посмотреть на современную ситуацию, то станет видно, что, наверное, еще никогда не было еще такого времени, когда духовно-религиозные принципы трактовались бы с такой релятивностью, относительностью, как сейчас. В чем опасность? Если раньше христианскую веру пытались искоренить как таковую, например, во времена первых христиан, или после революции 1917 года в нашей стране. Гонители хотели вообще уничтожить всякое упоминание о Боге и Его Законе. Было ясно, кто является гонителем, кто нам противостоит. Сейчас же, враг рода человеческого действует более изощренно: никто не гонит Церковь, не запрещает ходить в храмы, их никто не закрывает. Однако в человеческом сообществе пропагандируется взгляд на религию, как на нечто морально устаревшее, немодное, необязательное, ненужное. Сегодня человеку говорится о том, что не нужно следовать евангельским понятиям о свободе и ответственности, о семье, о жизни и смерти. Утверждается, что каждый волен поступать так, как он хочет, даже если это не соответствует не только религиозному, но и здравому смыслу вообще. И при этом можно даже номинально быть христианином, крест на себе носить, но не стоит жить так, как написано в Евангелии– вот чему учит современный мир.  Это опасное заблуждение. Существует реальная угроза того, что при внешнем сохранении веры, некой ее фольклорной составляющей, мы можем потерять саму суть, которая заключается в том, чтобы человек и внешне, и внутренне жил по вере.

Подобно святым апостолам, вера Христова должна быть нашей жизнеобразующей сердцевиной. Везде и перед всеми мы должны свидетельствовать и словами, и конкретными делами о нашей вере, призывая все окружающее общество, всех наших ближних возвращаться к Богу, к своим духовным корням. Празднуя память апостолов Петра и Павла, мы призываемся к активному исповеданию своей религиозной позиции. Апостолы не боялись ни иудейских первосвященников и книжников, ни римских властей, но шли и открыто говорили о своей вере. И как тогда греко-римская империя в моральном плане была сохранена благодаря принятию христианства, так и теперь человеческое сообщество может спасти только искреннее и сердечное обращение к Господу Богу.

Нынешний праздник имеет особое значение для Крутицкого подворья, потому что нижний храм Успенского собора освящен в честь святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, у нас сегодня еще и престольный праздник. Престол – это самое главное место в храме, на котором приносится бескровная жертва Господу Богу, то есть совершается Таинство Святой Евхаристии. Престольный праздник напоминает каждому из нас о необходимости регулярного раскаяния в своих грехах и участия в Таинстве Причастия, которое и есть средоточием христианской жизни. Точно так же, как престол стоит в центре алтаря, так и Евхаристия находится в центре церковного бытия.

Будем просить Господа, чтобы Он каждому из нас помог иметь крепкую веру, какую имели святые апостолы, и чтобы с апостольским рвением и горением мы несли истины христовой веры в окружающий нас мир. Аминь».

За богослужением пел хор Крутицкого подворья под управлением Сергея Желудкова.