21 июля, в праздник явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы, епископ Люберецкий Серафим совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Крутицкого подворья

21 июля 2017 года, в праздник явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы, епископ Люберецкий Серафим совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Крутицкого подворья. Его Преосвященству сослужил клир подворья. После чтения Евангелия, владыка обратился к прихожанам с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Казанская икона Божией Матери – величайшая святыня нашего народа, которая была явлена после пожара в городе Казани в 1579 году. Царица Небесная явилась отроковице Матроне, и повелела ей рассказать епископу и начальнику города об образе, который необходимо извлечь из пепелища. Это было сделано. Икона Божией Матери была явлена. Впоследствии, на этом месте был построен монастырь, в котором и находилась Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Явление иконы Божией Матери во граде Казани тогда, во второй половине XVI века, имело очень большое значение. Казанские земли были присоединены Русскому государству царем Иваном Грозным совсем незадолго до данного события. Православным людям, которые находились в тех пределах, была необходима Божия помощь и Покров Царицы Небесной. И Господь явил Свою милость через дарование образа Божией Матери, который стал именоваться Казанской. Эта икона стала символом православного образа жизни и твердости  духа верующего человека. Затем, в XVII веке, именно Казанский образ Богородицы был поставлен во главе ополчения Минина и Пожарского, которые пришли из Нижнего Новгорода, чтобы освободить от польско-литовских захватчиков Москву и навести порядок в нашем Отечестве.

Смутное время было очень тяжелым периодом, страна находилась в условиях государственного, политического, экономического и духовного кризисов. Интервенты смогли войти в столицу не только потому, что имели военную мощь, но, прежде всего, потому, что сами предводители русского народа на первое место поставили собственную корысть и выгоду, а о подлинных интересах Отечества по сути не заботились. Поэтому для того, чтобы одержать победу и восстановить силу Русского государства, необходимо было осознать духовную трагедию, которая произошла с нашим народом, с первыми людьми государства. Духовное переосмысление, отстаивание православной веры и отеческих традиций, искренняя молитва Господу Богу помогли изгнать врага из Москвы. Как сказано в акафисте в честь Казанской иконы Божией Матери «яко предстательством Богоматере суд об Отечестве нашем преложен на милость». Господь и Царица Небесная проявили милосердие к нашему народу. Русь Святая была спасена и начала постепенно восстанавливаться. Необходимо задумываться над этими историческими событиями, анализировать их причины, ход, последствия и итоги. Отечество тогда удалось отстоять не только оружием, политической стратегией и дипломатией, но силой духа. Ведь нередко в сражениях польские войска значительно превышали отряды русских ополченцев, в связи с чем, с точки зрения логики, военного искусства и опыта, победа должна была быть на стороне врага. Казанская икона Божией Матери, поставленная во главу ополчения, стала видимым символом того, что русский народ припадает к стопам Царицы Небесной, просит прощения за свои грехи и испрашивает милости у Нее. И Божественная помощь была получена.

История Казанского образа, равно как и других чудотворных икон, ярко свидетельствует о том, что Пресвятая Богородица готова всегда нам помогать и в личной, и в семейной, и в общественной жизни, проявлять к нам Свою милость и являть Свою любовь. Для этого каждый из нас должен только с сокрушенным сердцем обращаться к Богоматери. Просить Ее искренне, всей своей душой изливать мольбы и просьбы, рассказывать обо всех трудностях, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни. В акафисте в честь Казанской иконы Божией Матери есть такие замечательные слова, используемые в качестве припева: «Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго». Действительно, Царица Небесная является усердной заступницей всякого человека, который носит имя христианина, почитает Ее Божественного Сына Своим Богом и Господом.

Жизнь Пресвятой Богородицы дает нам ярчайший образец всех духовных качеств и добродетелей. С самого детства Божия Матерь была смиренной, чистой, любвеобильной. Находясь при Иерусалимском храме, Она проводила свою жизнь в молитве к Господу Богу, чтении Священного Писания, труде. Кроткая и целомудренная жизнь Девы Марии послужила предпосылкой того, что именно Ее Бог предызбрал для величайшей миссии – рождения во плоти Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа. Пречистая Дева Мария послужила реализация великого обещания Милосердного Бога, данного Адаму и Еве после грехопадения, о том, что в мир придет Избавитель, Который спасет людей от их грехов, смерти, адских мук и вновь откроет им врата вечной жизни.

Царица Небесная по-матерински помогала Спасителю в Его служении на земле. Она сопутствовала Ему, заботилась о Нем, Она же была рядом с Ним на Голгофе, когда Он претерпевал страшные страдания на Кресте. Мы даже не можем себе представить, какую глубочайшую боль испытывала Дева Мария в момент распятия Ее Божественного Сына, Который людям делал только добро – исцелял больных, изгонял бесов, помогал страждущим, учил всех истине.

Несмотря на большое значение Пресвятой Богородицы, в Евангелии о Ней говорится не так много, всего несколько упоминаний. В этом также видится Ее глубочайшее смирение, которое Она являла пред Своим Сыном и Богом.

Всякий раз, когда мы совершаем празднование то или иное празднование в честь Божией Матери, будь то двунадесятые праздники по случаю Ее Рождества, Введения во храм и Успения, или же торжества в честь той или иной Ее чудотворной иконы, мы всегда должны внимательно размышлять над образом жизни Царицы Небесной. Чему Она нас учит? Мы живем в грешном мире, в котором жизнь чаще всего подчинена греху. Нередко мы пребываем в пороках, некоей суете и житейских попечениях, на нас оказывают отрицательное воздействие стрессы и, в итоге, мы забываем о самом главном – о подлинном смысле жизни, который нам открывает вера в Господа и жизнь в соответствии с этой верой. Мы не должны забывать, что кротость, смирение, любовь, милосердие открывают нам путь к вечной жизни. Наиценнейшим примером всех этих качеств является для нас Пресвятая Богородица, Которой мы должны стараться подражать. Именно к этому нас и призывают все праздники, установленные в честь Божией Матери.  Очень важно в эти торжественные дни и в храме, и дома в благодатном душевном молчании помолиться и проанализировать свой образ поведения, задать себе вопрос, насколько мы соответствуем величайшему примеру жизни Богоматери. И, соответственно, нужно стремиться жить так, как жила Пречистая Дева Мария. Будем стараться следовать Ее примеру. Будем любить Господа Бога так же, как любит Его Она. Аминь».

По заамвонной молитве было совершено молебное пение Божией Матери, по окончании которого епископ Серафим преподал всем молящимся Крест.

За богослужением пел хор Крутицкого подворья под управлением Сергея Желудкова.