Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры

Святейший Патриарх Кирилл прибыл 29 апреля в Санкт-Петербург. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий встречал Предстоятеля в аэропорту Пулково в сонме архиереев и духовенства митрополии во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. Во встрече также приняли участие полпред президента России в СЗФО Николай Цуканов, губернатор Георгий Полтавченко и спикер Заксобрания Вячеслав Макаров.

В Неделю жен-мироносиц, 30 апреля, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий сослужил Его Святейшеству в сонме архиереев вместе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, управляющим делами Московской Патриархии; Архангельским и Холмогорским Даниилом, архиепископами Солнечногорским Сергием, Петергофским Амвросием, епископом Царскосельским Маркеллом, Котласским и Вельским Василием, Нарьян-Марским и Мезенским Иаковом, Гатчинским и Лужским Митрофаном, Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом, наместником Александро-Невской Лавры епископом Кронштадтским Назарием. В алтаре молился митрополит Владимир (Котляров). В богослужении также приняли участие клирики Санкт-Петербургской митрополии.

За Божественной литургией пел смешанный хор СПбДА под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и братский хор Александро-Невской лавры, молились губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, председатель Законодательного собрания Северной столицы Вячеслав Макаров и другие представители городских властей, настоятельницы и сестры женских монастырей епархии, сестры милосердия. Помощь в организации богослужения оказывали представители добровольческой службы при епархиальном отделе по делам молодежи и движения «Сорок сороков».

Клирик Гатчинской епархии, насельник Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря архимандрит Александр (Зайцев) хиротонисан во епископа Плесецкого и Каргопольского. За усердные труды во славу Святой Церкви и возрождение Екатерининского собора в Царском Селе настоятель иерей Никита Зверев удостоен сана протоиерея.
Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 70-летием клирик Выборгской епархии, настоятель храма святой Екатерины в поселке Мурино протоиерей Николай Тетерятников награжден орденом преподобного Серафима Саровского II степени; во внимание к помощи в строительстве храмов Санкт-Петербургской епархии и в связи с 50-летием генерал-лейтенант Владимир Ивановский, начальник главного управления военной полиции Минобороны РФ, удостоен ордена благоверного князя Димитрия Донского III степени.

Предстоятель обратился к молящимся с первосвятительским словом:
«Сегодня мы вспоминаем святых жен-мироносиц — женщин, которые сопровождали Спасителя во время Его проповеди в земле Палестинской, — а также святых праведных Иосифа и Никодима. Когда думаешь о подвиге, совершенном женами-мироносицами, то невольно возникает вопрос: почему эти женщины оказались такими сильными? Апостолы перепугались, когда Христос был взят под стражу, все Его оставили, кроме Иоанна Богослова. А жены-мироносицы не оставили. Они были с Ним рядом, с Его Пречистой Матерью, у Креста. Они ничего не боялись: ни римских воинов, стерегущих Крест, ни глумящейся толпы. Для того, чтобы представить, какой это был подвиг, достаточно себя поставить — не на их место, потому что те обстоятельства уже не повторить, а в некую жизненную ситуацию, когда выходишь лицом к лицу с глумящейся толпой, готовой разорвать тебя в прямом и переносном смысле этого слова. Мы иногда не выдерживаем обычных житейских неприятностей, срываемся, теряем присутствие духа. В каждом человеке, занимающем любое положение, есть этот страх перед другими, особенно -если другие пышут ненавистью. Слабые женщины ничего не боялись. Тут вспоминаются замечательные слова святителя Иоанна Златоуста: «Где вера, там сила, где неверие, там немощь.

А как же проявляется та сила, которая появляется от веры? Она, в первую очередь, реализуется в верности. Верность — это и есть проявление силы веры. Через верность все то, что верой закладывается в сознание и сердце человека, реализуется в жизни. Нельзя верить — и не исполнять. Нельзя верить — и отрекаться от Бога. Если веришь — ты будешь сильным, а если нет — не будет хватать сил ни на верность, ни на многое другое. Немощью обозначает это душевное расстройство человека святитель Иоанн Златоуст. И в доказательство правдивости этих дивных слов хотелось бы вспомнить обо всей истории Церкви — какую же огромную роль играли всегда верные Христу жены! Они становились подвижниками благочестия, как преподобная Мария Египетская, благочестивыми царицами и княгинями, простыми христианками. Роль их скромна и подчас невидима, но что бы стало с нашей Церковью, если бы не множество жен-мироносиц, воспитывавших детей, принимавших на себя все заботы о доме, а в последние столетия — еще и трудясь где-то за пределами дома, для того, чтобы их мужья, братья и отцы полностью могли себя отдавать тому делу, к которому они призваны!

У святых отцов мы находим немало замечательных слов о женщинах-христианках, — продолжил Первосвятитель. — Некоторые сравнивают женщин с воинами и говорят, что доблесть их не в физической силе, а в особой силе духа. И, наверное, в большей степени эта сила духа, эта верность Христу проявилась в нашей стране. В послереволюционные годы, когда стали закрываться храмы, когда стали уничтожать духовенство, когда само заявление о том, что ты православный христианин, могло закончиться трагически для человека (нередко это было сопряжено с опасностью для жизни и всегда — с опасностью для благополучия), — в эти тяжелые годы, когда сильные мужчины дрогнули и не рисковали обнародовать свою религиозность, их матери, жены, сестры продолжали нести служение жен-мироносиц, которые стояли мужественно рядом с Крестом своего Господа и Спасителя. Замечательный подвиг святых жен-мироносиц, если говорить о нем применительно к нашей стране, нашей Церкви, сыграл совершенно особую роль в сохранении веры православной в нашем народе. Наши женщины-мироносицы тайно крестили своих детей, учили их совершать крестное знамение, христосовались с ними на Пасху, пекли куличи, готовили пасхи, красили яйца, а когда дети спрашивали, что это такое, преподавали им первые уроки катехизации. Они своим личным примером утверждали в детях высокую, подлинную христианскую нравственность.

И эта христианская нравственность часто преломлялась в жизни людей, которые не отождествляли себя с христианской верой, но жили по заповедям Божиим, восприняв их через своих матерей и бабушек, — отметил Патриарх Кирилл. — Во всех испытаниях, тяжелейшим из которых была Великая Отечественная война, именно эта сила, невидимо, но реально связанная с верой, помогла нашему народу сокрушить самого страшного врага. Когда люди шли в атаку, они не думали об идеологии, о партийных уставах, они шли, потому что считали, что только так и можно поступить, иначе нельзя. А почему нельзя? Они не договаривали, но ощущали, что иначе — грех. Они не могли точно выразить, что такое грех, но так сильны были в сердце христианские идеалы, что они поднимали людей в атаку. И после войны люди готовы были идти, ехать осваивать новые земли, строить, созидать. Поэтому сегодня, вспоминая святых жен-мироносиц, мы должны поклониться нашим женщинам-мироносицам, сохранившим веру православную.

Сегодня мы вспоминаем также праведных Иосифа и Никодима. Люди, занимавшие высокое положение, — Иосиф из Аримафеи был почетным членом Синедриона, Никодим, хоть и не занимал столь высокого положения, но тоже был человеком знатным, — несли тайное послушание Христу, были Его скрытыми учениками. Именно они испросили у Пилата тело Иисуса Христа и погребли с почестями. Тоже замечательный пример, и если соотнести это служение Иосифа и Никодима с эпохой гонений в ХХ веке, то мы тоже узнали о существовании многих тайных учеников. Я вспоминаю церковную жизнь Ленинграда в конце 1950-х — начале 1960-х, когда мой отец-священник имел добрые отношения с очень многими замечательными жителями нашего города. Кто-то из них занимал высокое положение в науке — это были академики, профессора, врачи, — кто-то занимался искусством, литературой. Они делали свое дело, и личным примером показывали, насколько замечательно жить по Евангелию. Они не были мучениками, не были исповедниками, но мы знаем, как среди в том числе просвещенных людей Санкт-Петербурга сохранялась в то тяжелое время вера. Я не могу не вспомнить в этот день владыку митрополита Никодима, который вот в этом храме в шестидесятые годы совершал многие, если не все, архиерейские хиротонии. Он, будучи ближайшим сподвижником сначала Патриарха Алексия Второго, а потом Патриарха Пимена, нес особую ответственность за воссоздание епископата Русской Православной Церкви, в то время находившегося на грани уничтожения. Ему удавалось убедить светские власти — не знаю, как, какой силой, но он вырывал согласие на хиротонию. Здесь, в этом храме, совершались исторические архиерейские хиротонии ХХ века. И когда я как Патриарх совершил первую хиротонию в Петербурге в этом святом храме, то, стоя на кафедре и слушая исповедание веры новорукоположенного архиерея, мысленно возвращался в те шестидесятые-семидесятые годы, тяжелые для Церкви нашей, когда с этим собором у многих были связаны надежды на церковное возрождение. Владыка Никодим носил имя Никодима, тайного ученика Христова. Он многое совершал втайне, потому что явно совершать было невозможно. Но ко всему тому, что он делал, можно присовокупить, что он был верным тайным учеником Иисуса Христа. Я хотел бы, обращаясь к нынешнему поколению наших архиереев и к нашему верующему народу, всех вас призвать помнить, что вера — это сила, а сила проявляется в верности Господу. Не поддавайтесь искушениям и тлетворному влиянию лукавого. Помните, что вы — со Христом, вы — с Божией правдой. И если тайным ученикам, сохраняя верность Христу, опираясь на Его правду, удалось спасти Церковь нашу, то тем паче мы, живущие в свободное время, должны не тайно, а открыто, словом, делом и примером, утверждать великие и непреходящие ценности Евангелия. И да поможет нам в этом Господь!»

С приветственным словом к Святейшему Патриарху Кириллу также обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий: «Благодарим вас за Патриаршие труды, которые вы несете в Церкви, а также за заботу о нашем городе. Сегодня вы вознесли молитвы о нас, его жителях, рукоположили клирика Санкт-Петербургской митрополии во епископа. Мы знаем, что вы возносили молитвы и о жертвах теракта в метро, которые получили ранения. Желаем, чтобы Податель жизни, Господь, даровал вам силы в несении вашего креста», — сказал Высокопреосвященнейший владыка.

По окончании богослужения Святейший Патриарх в сопровождении архиереев и клириков проследовал на Никольское кладбище Лавры и совершил заупокойную литию у могилы своего духовного наставника митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), чей день ангела отмечается в этот день.

Память святых жен-мироносиц празднуется во второе воскресенье после Пасхи. Женами-мироносицами считаются святые Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные. Слово «миpоносицы» означает «носящие миро»: женщины в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гробy Господню с благовонным миpом и ароматами, чтобы, по восточномy обычаю, возлить их на бездыханное Тело своего Божественного Учителя. Многие ученики Христа после взятия Его под стражу и Распятия разбежались, опасаясь гонений, а женщины, движимые любовью к Иисусу, отправились к Его гробу. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок.

ВСЕ ФОТОГРАФИИ
Благодарим ИА «Вода живая» за предоставленный материал