13 апреля. В Великий четверг епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию и Чин омовения ног в кафедральном соборе Выборга

В Великий Четверг — воспоминание Тайной Вечери, 13 апреля, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Выборга. Правящему архиерею сослужили клирики собора.

В кафедральном соборе сегодня Преосвященнейший владыка также совершил древний Чин омовения ног. Это богослужение совершается не в каждой епархии. В Страстной Четверг архиерей по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается он и в Выборгской епархии.

В архипастырском слове Преосвященнейший Игнатий призвал выборжцев к частому Причащению Святых Таин, сказав: «Несмотря на воспоминание Страстей Христовых, этот день является днем установления, днем рождения, можно сказать Таинства Святой Евхаристии — Таинства Святого Причастия Тела и Крови Христовых. Мы знаем, что за несколько дней до Пасхи, после того, как Господь вошел в Иерусалим, после Его последних наставлений, должно было совершиться иудейской Пасхе. И Господь не желал нарушать ветхозаветного устава. Он собирается с учениками в Сионской горнице, чтобы совершить пасхальную трапезу, чтобы разделить с ними радость Пасхи.
Но совершенное Спасителем вышло за рамки традиций пасхальной трапезы. Это вызвало, наверно, недоумение и даже негодование со стороны тех же апостолов.
Мы знаем, что накануне в доме Симона прокаженного совершилось необычное событие: грешная женщина помазала Господа драгоценным миром, и со стороны учеников также был ропот по отношению к ее поступку. Тем самы она, как сказал Господь, приготовила Тело Его к погребению. И оно должно было свершиться уже вскоре.
Пасхальная же трапеза предваряла Страсти Христовы, она стала основанием для священной памяти и для Нового ЗАвета, который Бог заключил с человеком.
В конце трапезы иудейской Пасхи полагался особый ритуал, но Господь, взяв хлеб, сказал совсем иные слова, которые для нас сегодня знакомы, а для апостолов, тех, кто окружал Спасителя на последней Вечере, совсем непонятны. Он взял хлеб, преломил его и, указав на хлеб, сказал: «Приимите, ешьте, это мое Тело». В завершение трапезы полагалось испить из общей чаши вина, которую передавали от одного к другому. Подняв эту Чашу, Спаситель произносит удивительные слова: «Пейте от Нее, это Моя Кровь Нового Завета». Затем он сказал основополагающие слова: «Сие творите в мое воспоминание». Какое воспоминание? Что творить? Апостолы недоумевали…
Но когда снизошел на них Дух Святой в День Пятидесятницы, они, конечно, полностью погрузились в последние дни земно жизни Христа и поняли Его слова. Церковь по сей день творит Евхаристию в воспоминание о страшных, поразительных, но и удивительных днях земной жизни Спасителя.
Конечно, апостолам было вспоминать легко: они видели и слышали, осязали Спасителя. А нам, живущим через 2000 лет, трудно бывает представить Его. Ведь когда мы вспоминаем своих близких, смотрим на фотографии — конечно, мы вспоминаем, что было, ведь это так памятно для нас. А как помнить то, чему мы не были свидетелями, от чего не сохранилось фотографий, только иконописные изображения? Вот воспоминания в духе всего, что произошло; приобщение Святых Таин, приобщение к проповеди и Воскресению Христа — это и есть то самое воспоминание по слову Христа. Молитвы, звучащие во время пресуществления вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы, напоминают нам о дне Страшного Второго Пришествия. Все это, что нам предстоит — но уже здесь, у Единой Чаши, мы вспоминаем те события, которые должны быть в будущем…
Вино и хлеб через воздействие Духа Святого в храмах становятся частицей Самого Бога, которую мы в себя принимаем.
Мы не просто видим и прикасаемся ко Христу, как делали современники Христа — мы Бога впускаем внутрь себя, чтобы воздействием Благодати Божией отпускались наши грехи, восстанавливались наши силы.
В древней Церкви за каждой Литургией христиане причащались Святых Таин. ЕСли христианин, участник Вечери Господней, не причащался Честных Таин, то он должен быть в присутствии всей общины изложить причину, почему он сам себя отлучает от Причастия. Тем самым люди в первые века не могли пропускать евхаристическое общение, не могли сами себя отлучать, потому что понимали: они продолжают оставаться свидетелями страданий Христа и вместе с тем прославления, которого достиг Христос. Памятуя об этом, мы должны чаще причащаться Святых Христовых Таин, не отлучать себя от Господа. Не думайте: «Когда я буду духовно крепче, я буду чаще причащаться, а сейчас не смогу этого делать». КТо так рассуждает, тот… совершает преступление против Бога!
В сегодняшнем апостольском чтении Господь устами апостола Павла говорит, что нужно достойно причащаться, причащаться с рассуждением. Мы помним, что первые христианские богослужения соединялись с вечерями любви — агапами, трапезами христиан. И люди стали привыкать к Причастию, без всякой подготовки приступали и причащались. Потом уже, в практике Церкви были введены ограничения, но ограничивать себя в общении с Богом человек не должен. Если и в наши дни за Литургией человек присутствует и не причащается, значит, он сам себя отторгает от Бога, предает себя епитимье. МЫ не знаем, когда мы можем быть достойны причащения, но мы молимся и надеемся на милосердие Божие, мы по своей немощи дерзаем приступать к Чаше, чтобы Господь через наше покаяние, через наше рассуждение и слезы даровал нам возможность быть достойными Его Святых Даров. Особенно это важно в день, когда Таинство Евхаристии установлено, день рождения этого Таинства. И сегодня, несмотря на рабочий день, храм должен был быть полон людей, жаждущих причаститься. Ведь в свой день мы активно готовимся, приглашаем гостей, так и хотим, чтобы внимание было сконцентрировано на нас. Если мы к себе так хотим внимания, почему мы так невнимательны к Богу? Неужели мы по-прежнему игнорируем Таинства, радость общение с Ним? Вот почему и нужно рассуждение. Рассуждение о своей духовной жизни порой важнее чем то, что люди прочитывают целые ряды молитв, не понимая их значения! Собраться с мыслями, вспомнить свою жизнь, подготовиться к Таинствам Исповеди и Причастия некогда…
Вот дай Бог, чтобы мы, по примеру первых христиан, слыша Евангельское слово и повествование апостола, как можно чаще стремились к Чаше, семьями причащались, вели своих детей и внуков, ведь в ТАинстве Святой Евхаристии соединяясь с Богом, мы становимся неимоверно сильными. Становимся сильной христианской общиной, способной дать отпор всякому диавольскому промышлению, всякой злобной направленности. Мы становимся единым организмом Церкви.
Кто сегодня не успел причаститься — есть возможность приобщиться и в Великую Субботу к Святым Таинам. Передайте это тем, кто не смог прийти сегодня в храм. Есть возможность всегда припадать к Чаше, вкушать ТЕло и Кровь Христовы, вспоминать благодеяния Божии, страдания Спасителя и быть верными Ему даже до смерти.
И тогда Господь, никогда не бываемый в долгу, даст каждому потребное: самое главное, мир, здравие и спасение души. Всех вас поздравляю с праздником!»